Звук на компьютере может пропасть в процессе его функционирования, после переустановки операционной системы либо драйверов для звуковой карты, изменения настроек аудио или неполадок с оборудованием. Отдельно рассмотрим самые распространённые причины отсутствия аудио на компьютере и ноутбуке и методы избавления от них.
Аппаратные причины
Сегодня каждый способен правильно подключить наушники, колонки или акустическую систему к ПК или ноутбуку, но бывают и промахи – по невнимательности штекер наушников (окрашен в зелёный цвет) можно подключить в соседнее гнездо, предназначенное для микрофона (розовый). Обязательно проверьте, в своём ли разъёме находится штекер.
Кабель из-за постоянных перегибов может повредиться, а из-за частого подключения/отключения воспроизводящих звук устройств их штекер может «отходить». Его необходимо поправить – отсоединить и засунуть обратно до упора. Не следует забывать и о проверке наличия питания на колонках и уровня их громкости.
Драйверы и кодеки
После переустановки операционной системы драйверы для звукового оборудования устанавливаются автоматически, но бывают и исключения. В таком случае возле иконки динамика в трее отображается красная иконка с крестиком. Если подвести курсор к иконке, увидите уведомление с описанием проблемы:
- остановлена служба Windows Audio;
- не подключено устройство для воспроизведения звука;
- аудиоустройство не обнаружено (нет драйверов для аудиокарты).
В первом случае алгоритм действий будет следующим:
- Зажмите клавиши Win + R.
- В текстовой строке выполните команду «services.msc».
- Найдите сервис Windows Audio и откройте его свойства через контекстное меню.
- Тип его запуска выберите «Автоматический», запустите службу и сохраните настройки кнопкой «ОК».
Если со службой всё нормально, остановите её, а затем запустите.
Во второй ситуации нужно подсоединить девайс для воспроизведения звука или убедиться в правильности его подключения.
При проблемах с драйвером:
- Запустите Диспетчер задач через контекстное меню Пуска.
- Разверните «Звуковые, видео и игровые…» и отыщите в списке свою аудиокарту, если её нет, смотрите в разделе «Другие…».
- Через контекстное меню девайса вызовите команду «Обновить драйверы…».
Если Windows 10 не сможет автоматически отыскать и инсталлировать нужное программное обеспечение, скачайте драйвер из официального сайта поддержки звуковой карты (если не знаете её производителя, воспользуйтесь документацией) и инсталлируйте его вручную. В крайнем случае, если проблему решить рассмотренными выше способами не удалось, воспользуйтесь приложением для установки драйверов наподобие Snappy Driver Installer.
При отсутствии звука в некоторых приложениях или фильмах, инсталлируйте кодеки, например, K-Lite Codec Pack. После их инсталляции перезагрузите компьютер.
Настройки звукового оборудования
Звук на компьютере может исчезнуть по причине неправильных настроек аудио.
Устройство отключено
В Windows неиспользуемое оборудование можно отключить с целью экономии электроэнергии и продления времени автономного функционирования ноутбука. Делается это в Диспетчере устройств.
- Вызовите его через контекстное меню Пуска.
- Разверните категорию «Звуковые, видео и игровые…». Возле иконки отключённого устройства отображается серая стрелочка, направленная вниз.
- Через контекстное меню аудиокарты задействуйте (включите) её.
- Перезапустите программу (браузер, проигрыватель), если звук в ней не появился после включения платы.
Второй случай – на компьютере несколько устройств воспроизведения, и текущее отключено в свойствах звука.
- Через контекстное меню иконки динамика в трее откройте окно с устройствами воспроизведения звука.
- Выберите текущий девайс (возле него стоит зелёная иконка с галочкой) и откройте его свойства одноимённой кнопкой.
- В выпадающем списке внизу окна выберите «Использовать это…» и сохраните настройки.
Во вкладке «Дополнительно» можно провести проверку звучания в текущем режиме.
Микшер
Микшер громкости позволяет регулировать уровень звучания отдельного приложения (плеера, браузера, игры). Если звук не воспроизводится в некоторых программах, причём кодеки установлены, откройте микшер через контекстное меню иконки динамиков в трее. Увеличьте громкость нужной программы или девайса.
Изменение назначения устройств
В настройках аудио драйвера (рассмотрим на примере наиболее распространённого Realtek HD) отключаются и переназначаются активные звуковые разъёмы (входы и выходы). Если перепутали гнёзда для подсоединения микрофона и наушников, эти интерфейсы можно поменять местами на программном уровне: вход будет выполнять роль выхода и наоборот.
- Вызовите Диспетчер Realtek HD через контекстное меню пиктограммы динамика в трее.
- У правой границы окна кликните правой кнопкой и выберите «Смена назначения разъёмов» возле активного интерфейса.
- Укажите его назначение.
- Повторите то же самое для второго разъёма, если нужно поменять их функционал местами.
Активация переднего устройства
При проблемах со звучанием в случае использования передних разъёмов системного блока для подсоединения динамиков или наушников эти интерфейсы могут быть не активными на аппаратном или программном уровнях.
В первом случае следует открыть дополнительные настройки в Диспетчере Realtek HD и активировать соответствующую опцию. В разных версиях программы её названия отличаются, но разобраться несложно. Передний вход и выход необходимо активировать отдельно.
Если передние интерфейсы отключены аппаратно, необходимо открутить боковую панель корпуса системного блока и подключить передние выходы к материнской плате. Также можете подключить и передние USB, если они неактивны.
BIOS
Звуковой контролер можно отключить в BIOS. Мало ли, что могло случиться. Если никакой из приведённых способов не решил проблему, посетите меню настроек BIOS/UEFI (на разных ноутбуках и материнских платах это делается по-разному, останавливаться не станем). Зайдите в раздел, посвящённый периферии (Chipset Settings, BIOS Setup) и включите интегрированный звуковой контроллер. В его наименовании присутствует название аудиокарты: HD Audio, AC’97 Audio, Creative Sound.
При отсутствии действенного решения или возникновении нерассмотренных проблем спрашивайте в комментариях. Отвечаем всегда и всем.